Официальный сайт
Адрес райисполкома:
231201, г. Островец,
ул. К.Маркса, 2
Электронная почта:
ostrovrec@mail.grodno.by
Телефон: (8-015-91)-2-12-24
Факс: (8-015-91)-2-09-62

О состоянии коррупции в районе и принимаемых мерах по ее пресечению

Общее состояние коррупционной и экономической преступности в районе, выявленные и прогнозируемые тенденции развития криминогенной ситуации

В исследуемом периоде в Островецком районе возбуждены 7 уголовных дела коррупционной направленности. Из них впоследствии квалифицированы как коррупционные – 6 (в 2014 году также зарегистрировано 6 уголовных дел коррупционной направленности):

1) № 1512513001 по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 431 УК Республики Беларусь в отношении физического лица Д. П.П. (возбуждено Островецким РОСК 29.01.2015). Производство по делу прекращено по ст. 30 УПК Республики Беларусь, 86 УК Республики Беларусь.

2) № 15125130030 по ч. 1 ст. 210 УК Республики Беларусь в отношении председателя райкома профсоюзов работников АПК Островецкого района Г.Н.К. (возбуждено Островецким РОСК 13.03.2015). Производство по делу прекращено по ст. 30 УПК Республики Беларусь, 86 УК Республики Беларусь.

3) № 15125130032 по ч. 1 ст. 210 УК Республики Беларусь в отношении должностного лица филиала «Управление строительством Белорусской АЭС» РУП «Белэнергострой» З.А.С. (возбуждено Островецким РОСК 16.03.2015). Дело направлено в суд для рассмотрения по существу. Приговором суда Островецкого района от 19.06.2015 З. А.С. осужден по ч. 1 ст. 210 УК Республики Беларусь к лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью сроком на 2 года 6 месяцев со штрафом в размере 200 базовых величин.

4) №15055160029 по ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 431 УК Республики Беларусь в отношении физического лица С.В.М. (возбуждено в/ч 2044 28.06.2015). Дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

5) № 15015130002 по ч. 1 ст. 210 УК Республики Беларусь в отношении должностного лица филиала «Строительный трест № 8» С.Р.Н. (возбуждено Островецким РОВД 07.07.2015). Дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

6) № 15015190011 по ч. 3 ст. 424 УК Республики Беларусь в отношении должностного лица филиала «Управление строительством Белорусской АЭС» РУП «Белэнергострой» М.А.В. (возбуждено УВД Гродненского облисполкома 15.12.2015). В настоящее время по уголовному делу ведется предварительное расследование.


Итоги работы прокуратуры Островецкого района по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства и состояние профилактической работы, направленное на выявление причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

В 2015 году прокуратурой Островецкого района отменены 2 постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, содержащих признаки коррупционных преступлений, с направлением материалов на дополнительную проверку.

Так, 21.01.2015 отменено постановление Островецкого РОСК от 20.10.2014 об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении директора и главного бухгалтера Островецкого унитарного коммунального предприятия бытового обслуживания населения.

Справочно: в период с июня 2012 года по январь 2013 года директору Островецкого УКПБО Л.В.М. в нарушение условий заключенного с ней контракта, при наличии у предприятия задолженности по подоходному налогу в бюджет, ежемесячно начислялась премия на общую сумму 4 526 720 рублей, которая фактически Л.В.М. была получена. Также в период 2012-2013 годы главным бухгалтером Островецкого УКПБО С.Г.З. составлялись и предоставлялись в органы статистики соответствующие формы государственной статистической отчетности с недостоверными сведениями – не указывалась задолженность по подоходному налогу в бюджет.
Принятое решение мотивировано тем, что «незаконное получение премий Л.В.М. совершено по неосторожности», а искажение С.Г.З. данных государственной статистической отчетности допущено при отсутствии у нее какой-либо заинтересованности.
Основанием считать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела преждевременным и основанным на неполно установленных обстоятельствах явилось то, что следователем не принято мер к установлению порядка согласования Островецким райисполкомом премирования директора Островецкого УКПБО (п. 7.6 контракта Л.В.М.). Данный порядок фактически остался не установленным, в то время как решение данного вопроса непосредственно влияло на законность принятого в отношении Л.В.М. процессуального решения.

10.02.2015 отменено также постановление Островецкого РОВД от 22.01.2015 об отказе в возбуждении уголовного дела по анонимному обращению о нарушениях законодательства в ГУО «Островецкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Справочно: ГБЭП Островецкого РОВД проверялись изложенные в анонимном обращении факты противоправной деятельности директора ГУО «Островецкий районный ЦКРОиР» Т.А.И., которая приняла на работу своего супруга Т.В.Н. на 0,5 ставки рабочим (при этом последний фактически свои обязанности якобы не выполнял), а также в связи с неначислением молодым специалистам положенных в соответствии с законодательством премий.
В основу принятого решения положены объяснения директора центра Т.А.И., заведующего хозяйством Д.А.Н. и уборщицы Т.Т.З., которые пояснили, что технические работы по ремонту и обслуживанию помещения центра, а также уборку прилегающей территории осуществляет Т.В.Н., при этом последний рабочее место посещает систематически по 4 часа в день. Т.А.И. также указала, что ее супруг Т.В.Н. может выполнять работы на дому, т.к. мастерской в центре не имеется, а дома имеются все необходимые инструменты для работы. При изучении документов по начислению заработной платы молодым специалистам В.Д.С. и Ш.А.Р. установлено, что на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2009 № 86 им осуществляется ежемесячная доплата в размере одной тарифной ставки первого разряда, а также выплата премий в различном процентном соотношении.
По результатам проверки в порядке надзора прокуратурой района установлено, что фактически постановление об отказе в возбуждении уголовного дела основано на показаниях заинтересованных лиц. В то же время не истребованы и не изучены приказ о приеме на работу по совместительству Т.В.Н., табеля учета рабочего времени и графики отработки рабочего времени в отношении последнего, а также сведения о его заработной плате в ГУО «Островецкий районный ЦКРОиР»; сведения по основному месту работы Т.В.Н. в ГЛХУ «Островецкий лесхоз» (приказ о приеме на работу, табеля учета рабочего времени и графики работы); не сопоставлены графики работы по основному месту работы Т.В.Н. в ГЛХУ «Островецкий лесхоз» и по совместительству в ГУО «Островецкий районный ЦКРОиР» на предмет совпадения рабочего времени.

Несмотря на то, что по результатам дополнительных проверок вновь вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, новые обстоятельства, установленные в ходе дополнительной проверки в отношении директора ГУО «Островецкий районный ЦКРОиР», легли в основу представления прокуратуры Островецкого района начальнику отдела образования, спорта и туризма Островецкого райисполкома об устранении нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, причин и условий, им способствующих.

Всего в 2015 году прокуратурой района проведены 4 проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, по результатам которых внесены 4 представления, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, 2 физических лица – к административной по ч. 1 ст. 23.18 КоАП Республики Беларусь, объявлено 4 официальных предупреждения, 1 физическое лицо привлечено к материальной ответственности на сумму 8190 тысяч рублей.

В ходе общенадзорных проверок обращалось внимание на состояние работы по борьбе с коррупцией в филиале «Управление строительством Белорусской АЭС» РУП «Белэнергострой», отделе образования, спорта и туризма Островецкого райисполкома, УЗ «Островецкая центральная районная больница» и Островецком филиале Гродненского облпотребобщества (по вопросам организации работы по борьбе с коррупцией), в управлении сельского хозяйства и продовольствия Островецкого райисполкома (по вопросам декларирования руководителями сельскохозяйственных предприятий доходов и имущества, а также выполнения государственных программ в молочной отрасли). По результатам проверок уголовные дела о коррупционных преступлениях не возбуждались за отсутствием оснований.

Приоритетным направлением общенадзорной работы в 2016 году будет являться соблюдение антикоррупционного законодательства на предприятиях, задействованных на строительстве Белорусской АЭС.