Главная / Новости / Новости республики
30.03.2023

Символ и гордость Беларуси. Как БЕЛАЗ стал национальным достоянием и почему его пытаются сломить санкциями

 Александр Лукашенко во время посещения предприятия, октябрь 2013 годаАлександр Лукашенко во время посещения предприятия, октябрь 2013 годаАлександр Лукашенко во время посещения предприятия, октябрь 2013 годаАлександр Лукашенко во время посещения предприятия, октябрь 2013 года
НОВОСТИ ТЕМЫ "ПО ФАКТУ: РЕШЕНИЯ ПЕРВОГО". ПРОЕКТ БЕЛТА"Как Хатынь стала символом скорби и почему у Лукашенко особое отношение к таким знаковым местам"Надо бороться за свое место в мире!" Это решение Лукашенко навсегда изменило внешнеполитическую стратегию Беларуси

История Белорусского автомобильного завода достойна голливудской экранизации. Сколько фильмов о великих брендах нам показали на больших экранах - трудно сосчитать. Мы знаем историю успеха чуть ли не каждого из них: от кроссовок и спортивной одежды до смартфонов и автомобилей. Но поверьте, с кинолентой о легендарном БЕЛАЗе конкурировать им было бы очень трудно. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы расскажем, как желтые гиганты стали одним из символов современной Беларуси, что немецкие инвесторы назвали главной ценностью БЕЛАЗа, почему американцев раздражают успехи белорусских конкурентов и какой сюрприз под кодовым названием "канарейка" готовится вместе с Россией.

Как в Беларуси появилось производство карьерных самосвалов

История Белорусского автомобильного завода началась в 1946 году. После войны республика переживала тяжелые времена. Беларусь понесла огромные людские и материальные потери. Враг уничтожил более половины национального богатства. По состоянию экономического развития БССР была отброшена к уровню 1928 года, а по таким важнейшим отраслям, как промышленность и энергетика, - и вовсе к показателям 1913 года. В освобожденной республике действовало лишь 2% довоенных энергетических мощностей, значительные потери понесли транспорт, сельское хозяйство. Все это необходимо было отстроить заново. Пятилетний план восстановления народного хозяйства БССР предписывал: "В целях создания собственной базы топливного машиностроения восстановить и построить два машиностроительных завода. Один из них на железнодорожной станции Жодино".

Конечно, тогда еще никто и не думал о создании супергрузовика. На заводе в Жодино собирались выпускать торфяное оборудование. Первой продукций стали кусторезы и прицепные катки. Чуть позже предприятие перепрофилировали в завод дорожных и мелиоративных машин "Дормаш", произвели первую поливомоечную машину.

Но в 1958 году стало ясно: Советскому Союзу не хватает большегрузных автомобилей. Темпы развития экономики опережали свое время, и работать в больших карьерах небольшими грузовиками было нерентабельно. Наладить их производство решили именно в Беларуси, ведь здесь находились самые квалифицированные кадры. К этому времени на Минском автомобильном заводе уже были профессионалы, знающие и умеющие строить большегрузные автомобили. 25-тонный самосвал МАЗ уже трудился на стройках СССР. Сборку именного этого грузовика и решили освоить в Жодино. Однако машиностроению нужен был прорыв, и конструкторы вернулись из цеха к чертежным доскам. Осенью 1961 года свет увидел первый БЕЛАЗ.

27, 40, 80, 120 тонн - грузоподъемность желтых гигантов только росла. Они стали незаменимыми помощниками при добыче твердых полезных ископаемых в условиях сурового климата и бездорожья. БЕЛАЗы собирали золотые медали на международных выставках в немецком Лейпциге и болгарском Пловдиве, а их создателям присуждались государственные премии. В 70-х годах белорусские карьерные самосвалы занимали 50% мирового рынка. Разве история этого успеха не достойна экранизации? А дальше было не менее интересно.

Что происходило на БЕЛАЗе в 1990-е

После развала Советского Союза для Белорусского автомобильного завода, как и для других машиностроительных предприятий республики, наступили непростые времена. Рынок, обеспечивающий работой десятки тысяч человек, распался на части. Белорусские флагманы уже работали два дня в неделю и дышали, что называется, на ладан. Под видом "реструктуризации, либерализации, приватизации" звучали предложения разрезать и поделить и БЕЛАЗ, и МТЗ, и МАЗ. Да и другие крупные предприятия, на которых держалась и держится вся белорусская экономика. Но приезд Президента на завод в сложные 90-е поставил точку в этом вопросе.

ЭТОТ РАБОЧИЙ ПОМНИТ ПРИЕЗД ЛУКАШЕНКО НА БЕЛАЗ В 1995 ГОДУ. ВОТ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С ТЕХ ВРЕМЕН

"В 80-е было еще терпимо. Полураспад был, но зарплата была и все остальное. В 90-х годах союз распался, начались проблемы со всем. Но завод как-то смог выкрутиться. Александр Григорьевич, наш Президент, категорически запретил продавать такие крупные предприятия, как "Беларуськалий", БЕЛАЗ, МАЗ. У нас в цеху была встреча с Президентом. Вот он и объяснил нам "политику партии", что будем выкручиваться, будем делать все возможное. Было, конечно, проблем много, но они решались. И работа пошла. Сейчас БЕЛАЗ - перспективное предприятие. Заказов много. Раз есть работа - значит, есть и зарплата, есть будущее", - рассказывает слесарь-электромонтажник цеха сборки, испытаний автомобилей и тягачей Ростислав Ермакович.

Александр Лукашенко во время посещения предприятия, декабрь 1995 годаАлександр Лукашенко во время посещения предприятия, декабрь 1995 года

Почему БЕЛАЗ не продали конкурентам

После прихода Александра Лукашенко к власти государство взяло курс на сохранение предприятий и трудовых коллективов. И, может быть, даже прежде всего трудовых коллективов. Почему? Все просто. Когда немцы присматривались к тому же БЕЛАЗу, они пришли к выводу, что главная ценность этого предприятия не здания, не помещения, не станки, а рабочая сила. Здание можно построить, станки можно закупить и поставить. А вот научить людей, создать школу и традиции - на это уходят десятилетия. И разве можно разбрасываться этим направо и налево?

Можно было бы продать БЕЛАЗ конкурентам из Америки или Японии, и проблема в краткосрочной перспективе была бы решена. Но что такое продать предприятие конкуренту? Оно будет закрыто через несколько лет или, в лучшем случае, станет обычным сборочным цехом. Компетенции плавно перетекут в другие страны. Освободившийся рынок скоро займут другие производители. А кто будет получать главный доход? Не белорусское предприятие, а США или Япония.

Но у этой политики белорусского государства все равно нашлось много критиков. А БЕЛАЗ тем временем продолжал разрабатывать новые модели самосвалов, внедрять инновации и удостаиваться побед на международных конкурсах. За самоотверженный труд и исключительные заслуги генеральный директор Белорусского автомобильного завода Павел Мариев одним из первых в республике был удостоен звания "Герой Беларуси".

В 2006-м Александр Лукашенко снова посетил жодинское предприятие. И это уже был другой завод. Президенту продемонстрировали новейшую разработку - карьерный самосвал грузоподъемностью 320 тонн.

"Я и сам растерялся, когда увидел огромные цеха, заваленную отдельными деталями территорию. Особенно меня кузова поразили. Вы лучше меня знаете, что тогда было, - вспомнил глава государства о своем первом визите на БЕЛАЗ. - Второе посещение - это уже улыбающиеся ваши лица, прекрасные машины. Вы уже вышли на какой-то уровень производства. Это уникальное предприятие для нашей страны. Это символ нашей страны. Это гордость нашей страны. Мощный, красивый - такую машину под силу делать только умным людям. И далеко-далеко не каждая страна, а редко какие страны делают такие машины".

Что бы ни происходило в мировой экономике, государство не бросало свои предприятия.

"БЕЛАЗ на уровне мировых производителей и держит марку. На тот момент он держал, по-моему, около 30% мирового рынка. Были и сложные времена на БЕЛАЗе, непростые. Но что понравилось: руководство предприятия делало все возможное, чтобы зарплату работникам платили вовремя и в полном объеме. Даже в сложные времена. Когда государство контролирует предприятие, является гарантом чего-то - это уже большой плюс, - отметил термист термогальванического цеха Александр Добровольцев. - Закупается новое оборудование. Когда я пришел в 2004 году, вот этой линии, к примеру, не было. Она монтировалась гораздо позже. То есть идет не только модернизация производства, но и его расширение, увеличение объемов производства. Стараемся идти в ногу со временем".

Сколько может перевезти самый большой БЕЛАЗ

Сегодня БЕЛАЗ - это 8 крупных предприятий, объединенных в один холдинг. Это 550 модификаций карьерной техники для работы в разных климатических условиях. Она поставляется в 80 стран мира. Это самый большой в мире самосвал - БЕЛАЗ-75710, его грузоподъемность 450 тонн. А на испытаниях он перевез еще больше!

Вы только представьте: этот грузовик размером с большой дом. В его кузове может поместиться детская площадка. В моторный отсек влезет пара легковушек или типовая однушка. А его мощность такая же, как у двухсекционного магистрального тепловоза или четырех Bugatti Veyron Grand Sport - кому что ближе. БЕЛАЗ-75710 за раз может перевезти кирпичный дом с фундаментом, крышей, мебелью и жильцами, и сделает он это на скорости 60 км/ч. Неудивительно, что самосвал был занесен в Книгу рекордов Гиннесса и Книгу рекордов СНГ. Испытал этого богатыря в 2013 году и глава государства.

"Вы посмотрите: ведущие страны, кроме Германии, наверное, - они бушуют сегодня. Вот эти войны, конфликты и прочее - их же основа в экономике. А мы тут держимся, как Брестская крепость в годы войны: в трудные времена мы не останавливались, вы не останавливались, а создали целый завод по производству автомобилей завтрашнего дня. Это автомобиль завтрашнего дня - 450 тонн! На 90 больше, чем ты сейчас производишь. И главное, что первыми сделали. Это великое дело. За это молодцы!" - подчеркнул Александр Лукашенко.

Какие разработки есть у БЕЛАЗа

БЕЛАЗ каждый год удивляет своими разработками. То соберет 220-тонный дизель-троллейвоз, то представит карьерный самосвал на аккумуляторных батареях. Но самая перспективная разработка - целый роботизированный комплекс. Это технологии так называемого интеллектуального карьера, где в связке работают беспилотные карьерный самосвал и фронтальный погрузчик. Управляют ими дистанционно. Причем делать это можно из любой точки мира. Производительность роботизированных самосвалов выше на 20%, поскольку они могут работать беспрерывно в самых тяжелых условиях на уровне самого первоклассного водителя.

Полигон для испытаний дизель-троллейвозовПолигон для испытаний дизель-троллейвозов

Оператор, управляющий беспилотным БЕЛАЗомОператор, управляющий беспилотным БЕЛАЗом

Идет работать на Белорусский автомобильный завод и молодежь. "Сложилось, наверное, такое мнение (по крайней мере, о БЕЛАЗе), что государственное - значит, стабильное. Есть и друзья, и знакомые, которые работают в частных фирмах, - они такой зарплаты не получают, как я. Плюс у них нет никакой стабильности в работе: сегодня ты работаешь и хорошо зарабатываешь, а завтра уже можешь искать другое место", - заметил слесарь механосборочных работ цеха сборки, испытаний автомобилей и тягачей Александр Авсюк.

Почему против БЕЛАЗа ввели новые санкции

А недавно стало известно, что против БЕЛАЗа и МАЗа вводятся очередные санкции. В санкционный список США были внесены руководители предприятий. А знаете, какая причина? Минфин Соединенных Штатов недоволен "жестокими репрессиями против продемократического движения и гражданского общества после президентских выборов в Беларуси". Кажется, они просто раздражены нашими успехами и несломленностью предприятия.

РУКОВОДСТВО БЕЛАЗА О САНКЦИЯХ: НЕСМОТРЯ НА ДАВЛЕНИЕ, ПРЕДПРИЯТИЕ СТАЛО СИЛЬНЕЕ И УВЕРЕННЕЕ В СВОИХ ПЕРСПЕКТИВАХ

"По большому счету, такое решение американских властей не стало неожиданностью для белорусской стороны. Сложно ожидать чего-то другого от страны, которая по инерции позиционирует себя вершителем мировых судеб, продолжает верить в собственную исключительность, непогрешимость и безнаказанность. Показательно другое. Введение санкций против успешных гражданских предприятий Беларуси - концентрированное выражение лицемерия администрации США, представители которой при каждом удобном случае любят заявлять о "поддержке" белорусского народа", - прокомментировали введение новых ограничений в Министерстве иностранных дел.

В МИД убеждены, что и МАЗ, и БЕЛАЗ, уже имеющие значительный опыт работы в условиях санкционного давления, успешно справятся с любыми новыми вызовами.

"Несмотря на значительные потрясения, мы весьма успешно закончили 2022 год. Только в Российскую Федерацию отгружено продукции на сумму более $800 млн. Это 866 карьерных самосвалов разного класса грузоподъемности, это спецтехника, это машины для подземных работ. 2022 год для нас по рынку Российской Федерации оказался одним из самых успешных в истории по объемам отгрузки техники в денежном выражении. Общая сумма реализации продукции и вовсе превысила $1 млрд. Первый квартал этого года мы тоже начали достаточно хорошо, уверенно. По нынешнему портфелю заказов предполагаем, что нам удастся в 2023 году превзойти результаты 2022-го", - заявил заместитель генерального директора по маркетинговой и экспортной политике Василий Шостак.

БЕЛАЗ В 2022 ГОДУ ОТГРУЗИЛ В РОССИЮ ПРОДУКЦИИ НА БОЛЕЕ ЧЕМ $800 МЛН

Как БЕЛАЗ развивает сотрудничество с Россией

Конечно, будет голословным заявлять, что санкции никак не отражаются на работе белорусских предприятий. Да, они создают определенные проблемы. Но белорусы уже, наверное, так привыкли к различного рода давлению извне, что могут подстроиться под любые условия. Например, скоро увидит свет обновленная модель БЕЛАЗа - на самосвале будет установлен двигатель внутреннего сгорания российского производства. Это будет действительно, как говорится, пушка-бомба! Кстати, по рассказам работников предприятия, у российского двигателя такой ярко-желтый цвет, что в народе его прозвали канарейкой.

БЕЛАЗ ПЛАНИРУЕТ РАСШИРЯТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ

"Можно сказать, что все самосвалы, которые мы реализуем на рынок Российской Федерации, так или иначе являются совместным продуктом, поскольку материалы, комплектующие в достаточно весомой степени используются именно производства Российской Федерации. Сейчас мы плотно работаем над развитием линейки и прорабатываем укомплектование наших карьерных самосвалов и двигателями внутреннего сгорания российского производства", - рассказал Василий Шостак.

Несмотря на серьезное давление, 2022 год показал, что не только Белорусский автомобильный завод, но и вся Беларусь сумела адаптироваться к новым реалиям. Стала сильнее и увереннее. Так будет и впредь.

БелТА